Skip navigation EPAM

«Все решаемо, главное — обратная связь»: волонтеры eKids об обучении детей программированию

Недавно волонтеры ЕРАМ eKids и eKids Garage выпустили курс Intermediate Level Programming with Scratch на русском и английском языках. Это продолжение бесплатной программы по обучению детей программированию в Scratch, где тренеры и преподаватели могут получить множество полезных методик и материалов к урокам.

Мы решили узнать о некоторых особенностях обучения юных программистов из первых уст и обратились к авторам курса. На вопросы отвечали Дмитрий Орехов, Solution Architect в ЕРАМ, и Евгения Гущина, STEM-амбассадор в Беларуси и учитель информатики со стажем.

С какого возраста можно обучать детей программированию?

Евгения: Развивать логику и мышление стоит начинать как можно раньше, это действительно важно. Учителя, которые вводят логические задания в программу своего предмета, дают их отдельным факультативом или каким-то другим способом, не только помогают всем детям улучшать восприятие информации и прокачивать аналитические навыки, но и по факту закладывают основы программирования для тех, кто в будущем пойдет в этом направлении.

Для старших групп детского сада и начальной школы лучше всего использовать бескопьютерные варианты программ по основам алгоритмизации. В сети есть множество материалов на эту тему в свободном доступе. К примеру, авторские разработки руководителя методического отдела Центра технологической поддержки образования «Интегратор» Александры Вазюли:

В среднем звене школы отлично воспринимаются визуальные среды. На мой взгляд, Scratch — лучший вариант. Это прекрасная наработка команды Массачусетского технологического университета под руководством Митчела Резника. Scratch очень удобный и без лишних наворотов, но при этом хорошо учит основам программирования, развивает логику, помогает осваивать алгоритмизацию, структурировать мысли и создавать какие-то проекты. 

Дмитрий: А старшеклассники уже могут начинать обучаться, используя настоящие языки программирования. Хороший пример — Python, одновременно и выразительный, и лаконичный.

Все начинается с желания. Как уговорить ребенка начать кодить?

Евгения: В этом практически нет необходимости, если выбрать правильную и близкую для детей форму подачи знаний. Например, мотивировать ребенка заниматься Паскалем — это та еще задачка, а со Scratch проблем не возникает. Потому что его красочный интерфейс, герои, которых можно выбирать и придумывать им различные истории, превращают серьезный процесс обучения в игру, которая подкрепляется естественным человеку любопытством. 

При этом мотивация очень легко теряется. В особенности если начать «грузить» детей терминологией. Поэтому мы делаем акцент на обучении через проекты. Например, вместе создаем игру или квест и уже в процессе разработки смотрим на теорию. Это интересней и лучше запоминается. 

Тренажеры по теме «Переменные»

Дмитрий: А еще проблемы с мотивацией могут возникнуть на этапе, когда от «красочности» нужно переходить к чему-то более сложному, типа алгоритмов. Например, в Scratch ребенок начинает с игр со звуками, костюмами, меняет масштабы и эффекты, но дальше двинуться ему тяжело, так как следующие этапы требуют больших усилий. А игры рано или поздно надоедают. Поэтому очень важно, чтобы рядом с детьми были тренеры, которые видят конечную цель занятий, или какая-то «путеводная звезда» в виде опорного образовательного курса, опять же, с понятными для ребят задачами.

А как выглядит идеальная группа для эффективного обучения?

Дмитрий: Самый оптимальный вариант, когда в группе меньше 10 человек. В принципе, реально успевать проверять задания и со всеми более-менее индивидуально работать, если на занятии не больше 20 учеников. В онлайн-формате можно взять и 20+ человек. Нет строгого правила, чтобы в группе занимались только одногодки. В eKids бывали случаи, когда четвероклассник «тянул» программу ребят, которым 15 лет, и учился вместе с ними. 

Евгения: По моим наблюдениям, разница в возрасте в пределах трех лет вполне допустима. Как, например, бывает у друзей или братьев-сестер. Но тогда задания группы не должны быть привязаны к школьной программе и опираться на конкретные знания. Например, про магнитные поля, которые изучают на физике в классе восьмом. 

Бывает сложно, когда в группе есть явная «звездочка», которая все знает и понимает быстрее остальных. Но и это решаемо: сильные ученики могут быть помощниками преподавателя, сами придумывать задачи или просто делать что-то более сложное. А еще такие шустрые детки становятся отличной парой тем, кому обучение дается тяжелее.

В общем, эффективность занятий зависит от умения преподавателя диагностировать группу и работать с обратной связью. Поэтому в наших образовательных курсах мы оставляем подсказки, на что стоит обратить внимание и какие приемы хорошо работают с детьми. 

Шпаргалка для преподавателей

Роль преподавателя действительно велика. Наверное, поэтому важно уметь себя зарекомендовать?

Дмитрий: Конечно, ведь времена сильно изменились. Раньше учитель был авторитетом просто по факту своей грамотности, потому что он закончил профильный вуз и имел больше доступа к информации (методичкам, сборникам, научным журналам и др.). А сейчас преподавателям приходится тяжелее, потому что дети порой знают и умеют действительно много, а значит нужно еще их заинтересовать и доказать, что тебе есть чему их учить. Тут можно вспомнить изначальную концепцию западных университетов, когда между преподавателем и студентом не было радикальной разницы. Они были членами одного сообщества образованных людей, где один, более опытный, передает часть своих знаний другим. В наше время схожую систему пробует реализовать Академия Хана: учитель не обладает сакральными знаниями, просто он пока более опытен, и для него нет проблемы учиться у своих учеников. При таком подходе иногда ученики проявляют инициативу даже большую, чем преподаватели. 

Евгения: Возникает вопрос: «Что же делать учителям в школе?». Об этом сейчас весь мир думает, спорит, копья ломает. На мой взгляд, роль учителя меняется от простого транслятора знаний в сторону коуча-тренера, который умеет быть в диалоге, помогает детям находить нужное направление, распределять нагрузку, тренировать и закреплять определенные навыки.

А еще важно показывать возможности для развития. Например, проводить экскурсии в IT-компаниях или приглашать специалистов в гости, чтобы дети могли пообщаться, заразиться их жизненными примерами и увидеть, как из проектов, которые они сами пробуют сделать, получаются масштабные решения. Онлайн-формат тоже отлично подойдет: например, чтобы инженеры подключались ко встречам в Zoom как спикеры. В таком сотрудничестве я вижу только плюсы. Ведь чем больше ребята будут пересекаться с практиками и узнавать о профессиях из первых уст, тем круче. В этом случае ученики, с высокой степенью вероятности, будут стремиться к большему.

В обучении не менее важную роль играет потраченное на него время. Сколько, на ваш взгляд, должно длиться занятие?

Евгения: Непростой вопрос, потому что тут идет прямая связь со здоровьем. Если мы раньше времени надолго посадим ребенка за компьютер, то вреда будет больше, чем пользы. Поэтому лучше на начальных этапах заниматься без техники: решать логические задачи в виде ролевых игр, настолок, веселых примеров и др.

Насчет того, когда стоит вводить компьютер, мнения расходятся. Кто-то пробует с детьми Scratch уже в первом классе, но я, например, считаю, что стоит начинать со второго и дальше. Потому что ребенок должен получить определенные устойчивые навыки до того, как сядет за монитор.

Младшим школьникам вообще сложно удерживать внимание на многих вещах больше пятнадцати минут. Поэтому занятия должны быть недолгими, со сменой процесса и динамическими паузами. Например, в нашем курсе мы предлагаем переменки-энерджайзеры, когда дети играют на полу шахматным конем или изображают робота, которому отдают команды.

У ребят постарше все индивидуально. Да, есть санпины в «45 минут-перерыв-45 минут», но иногда бывают очень сконцентрированные дети, которые погружаются в процесс на несколько часов. Нужно ли тогда их «отрывать»? Здесь смотрим на здоровье. Например, если у ребенка высокая вероятность падения зрения или он уже носит очки, то последствия перегрузки глаз можно предсказать — перерыв точно нужен. Но подростков с нормальным зрением мне, честно говоря, жалко отвлекать от процесса. Я понимаю, что такой подход не соотносится со здоровье сберегающими технологиями. Но умение погружаться во что-либо очень важно, если мы хотим вырастить специалистов, которые смогут создать что-то за границами существующего. Поэтому глубоким, вдумчивым деткам иногда можно позволить поработать подольше. 

В общем, оптимальное время для занятий — 1,5 часа. Просто у программистов помладше должно быть больше переменок и чередований работы за компьютером.

Как, на ваш взгляд, дети лучше всего воспринимают информацию? 

Евгения: Есть известное всем правило: если просто слушать информацию, то от нее усвоится только 20%, при обсуждении и диалоге процент увеличивается до 50, с практикой закрепляется 80% и выше. Так должно быть и с детьми. Лекции типа «учитель вещает — ученик слушает и переписывает в тетрадь» заменяются диалоговыми формами и проектной деятельностью.

Важно понимать разницу между навешиванием задач и проектом. Локальных задач может быть очень много для наработки определенного навыка. А проект — это одна большая проблема, которую неизвестно, как решить. Соответственно, нужно сначала вместе побрейнштормить и потом что-то реализовывать. Возможно, в определенный момент команда откатиться назад, начнет спорить, искать новые решения — все это классно. Ведь то, что включает мышление и эмоции научит лучше всяких книг.

Отлично работает схема, где есть минимум (но не полное отсутствие!) готовых знаний и максимум самостоятельно добытой информации: прочувствованной, опробованной, полученной экспериментальным образом. А еще важен преподаватель-коуч, который проследит, чтобы ребенок шел в нужном направлении. Для этого не нужно много опыта — достаточно искреннего желания работать с детьми, хорошей логики и методической опоры, которую дает наш образовательный курс. 

Напоследок поделитесь, пожалуйста, секретом успешного взаимодействия с детьми.

Дмитрий: Относитесь к ним с уважением. Нынешние дети во многих отношениях нас уже обогнали и, я думаю, многого добьются. Кроме того, мне просто очень приятно с ними работать, ведь они классные :)

Евгения: Играйте с ребятами на их «площадке». У нынешнего поколения это, по большей части, виртуальное пространство внутри компьютера. Но в нем могут существовать живой диалог, игры и новые знания. Нам нужно просто к этому приспособиться и найти новые варианты для контакта.