Skip navigation

Приключения – Электроника. На крылатых качелях в мир IT

Новость:

Можете ли вы себе представить летний лагерь, в котором дети большую часть времени учатся и делают это с радостью? Занимаются математикой, подтягивают английский, решают сложные задачи, а потом с огнем в глазах обсуждают маркетинговые планы, стратегии продвижения продукта на рынке и способы привлечения внимания инвесторов?

Да, такое место есть. EPAM и ассоциация «Образование для будущего» открывают вторую смену детского социального лагеря «Junior Ignite Camp».

Лето. Оздоровительный лагерь. Дети идут по дорожке, и только один мальчик лет двенадцати стоит немного позади и внимательно рассматривает стенд.

– Ну, что ты? Пойдем, у нас сейчас занятия по soft skills будут!

– Я не могу торопиться!

– Почему?

С предельно сосредоточенным выражением лица:

– Это же так важно! Какое-то из этих решений может изменить мир…

О чем был этот диалог и какое решение может изменить мир, стало понятно несколько позже.

Выучиться на стартапера

Компания EPAM и ассоциация «Образование для будущего» в этом году повторяет уникальный опыт, открывая вторую смену образовательного лагеря, практически бизнес-инкубатора. Надеемся, что это начало прекрасной традиции. Сто ребят от 12 до 14 лет из небольших городов и деревень Минской области, дети с ограниченными возможностями здоровья, подопечные UNHCR и SOS-деревни Боровляны учатся – открывают для себя целый мир it-технологий. И делают это с явно видным удовольствием.

Процесс обучения идет очень интенсивно – три пары в день (четыре с половиной часа). Пары включают в себя три основных блока: IT-блок, куда входит робототехника и программирование Scratch, английский язык и soft skills. Волонтеры лагеря говорят: «Не было еще такого случая, чтобы кто-то из детей прогуливал занятия. Обычно они просто бегут туда. А родители, которые приезжают, очень удивляются, как получилось так зажечь детей».

С другой стороны, почему бы ребятам и не загореться? Это же не школьные уроки в привычных классах. IT-пары проводятся в настоящей (или почти настоящей) лаборатории, а занятия по развитию коммуникативных навыков проходят на свежем воздухе и выглядят не менее увлекательно, чем привычные игры на природе. Ребята эмоционально рассказывают: «Мне больше всего нравится, что уроки не похожи на школьные. В школе такого не рассказывают. И развлекательные программы интересные! И английский!». 13-летний Кирилл дополняет коллег: «Каждый день что-то узнаю. И классные преподаватели».

Кстати, об играх. Удивительно, но после занятий ребята не разбегаются безалаберно шататься из стороны в сторону. Здесь царит вполне рабочая обстановка, дети что-то с жаром и драйвом обсуждают. Оказывается, есть еще и внеклассная нагрузка. И начинающие инженеры с радостью себя «нагружают». Дети разбиты по учебным группам по уровню английского языка, чтобы им проще и комфортнее было заниматься, и на отряды. Каждый отряд занимается своим стартапом – это и есть те самые занятия вне классов. Несколько часов в день ребята уделяют разработке концепции, маркетинговой стратегии, презентации проекта на русском и английском языках. А в итоге, они будут питчить эти проекты перед инвесторами. Полный цикл: от идеи до питча за шесть дней.

«Умные окна» и дети без давления

Для того, чтобы ребята поняли, что вообще такое стартап, как его готовить и с чем есть, их с самого начала занятий обучают каждому этапу работы. Тут все как у взрослых: идею нужно сгенерировать, визуализировать, отряды молодых разработчиков снимают презентационные ролики и для инвесторов, и для целевой аудитории.

А как же цифры? Как же масштабируемость проекта? Не забыто и об этом. Ребята действительно выпускают проект «под ключ»: прописывают необходимые ресурсы, партнеров, решают, каких блогеров привлечь для продвижения продукта. А может составить коммерческое предложение, например, для завода «Неман» и заручиться их поддержкой? Все это остается на усмотрение команды. Руки развязаны, ограничений, кроме тематики – нет. Главное помнить, по завершению работы свой проект надо будет защищать перед настоящими инвесторами.

(Кстати говоря, в этом году перед ребятами поставили условие: стартапы должны решить какую-либо экологическую или социально-экономическую проблему)

Вот, например, проект «Умное окно», которое анализирует температуру за окном или ситуацию дома, и самостоятельно закрывается от непогоды или при приближении ребенка. А вот проект по дезинфекции посуды, который можно интегрировать в офисы, школы, социальные учреждения, да и решить проблему с использованием пластмассы заодно…

Вариантов масса. Презентации проектов вывешены у входа в столовую, и именно у них и случился тот диалог, упомянутый в начале. Еще бы, возможно кто-то из авторов однажды и изменит мир. Но, несмотря на такие волнующие перспективы, будущим Илонам Маскам нужно и отвлекаться. Для этого в лагере проводятся мастер-классы. Их проводят как приглашенные специалисты, так и специалисты, которые работают здесь. Диапазон тематик широкий: и handmade, и спорт, и танцы, и гейм-дизайн, и математика. Удивительно, но математика среди ребят особо популярна. «Очень нравится. В школе могут подавлять. Нет мотивации. Здесь же интересно и хочется разбираться», – говорят ребята.

Маша, 14 лет: «Мне нравится все! Отношение от учителей, сами уроки! Но больше всего нравится сама атмосфера лагеря, когда с тобой все дружат, все приветливые, а учителя стараются сделать уроки намного интереснее, чем в школе».

К середине смены дети получают еще одно задание: организовать собственный мастер-класс. Они сами решают в чем их талант, готовят программу, и делятся друг с другом своим опытом.

Мастер-классы – это и профориентация, возможность попробовать себя в разных ролях, увидеть разные профессии изнутри. Тут же присутствует и социальный компонент – не только в мастер-классах, но и во всем лагере в целом. Об этом расскажем подробнее.

«Дорога в любую сферу, чтобы дети не выбрали»

IT-лагерь – это возможность познакомить детей, имеющих определенные барьеры и затруднения для получения дополнительного образования, с программированием, робототехникой, «разжечь» в ребятах интерес к информационным технологиям.

Инна Ефимчук, Senior People Programs Specialist: «Компания EPAM второй год подряд в партнерстве с Ассоциацией делает лагерь Junior Ignite Camp. Мы поддерживаем такого рода инициативы для стимулирования детей к постоянному пополнению знаний, развития интереса к точным наукам и расширения представления о мире современных технологий и профессий. Хочется выразить благодарность нашим тренерам, которые на абсолютно безвозмездной основе занимаются здесь с детьми и заряжают их своим энтузиазмом, умением учиться и познавать новые области знаний. Естественно, не все дети пойдут в IT, но нам важно научить их работать в команде, генерировать идеи и отстаивать их, что поможет работать в любой сфере , какую бы они в своей жизни не выбрали».