Skip navigation

Когда в лекцию включен опыт 25-тысячной команды: как EPAM сотрудничает с ВУЗами в Беларуси

Новость:

EPAM получила Международную награду CEE Shared Services and Outsourcing Awards за сотрудничество бизнеса с университетами.

На награды в 25 номинациях претендовали 177 компаний, публичных инициатив, частных лиц и даже целых городов. Эта награда крайне важна для нас, ведь это признание многолетней работы большой команды.

Шамилька Самарасинха, Head of Corporate Social Responsibility, EPAM:

«Все университетские программы — это очень длительные проекты в EPAM, в них вложено очень много сил, и сейчас очень приятно видеть, как высоко эта работа оценена международным жюри. В Центральной Европе ни у одной компании нет таких масштабных образовательных инициатив. Но самое главное — это благодарность от слушателей наших тренингов. Мы рады, что помогаем людям расти в профессии, развиваться, у нас очень большой опыт, и мы рады делиться им. Это наш вклад в глобальный рынок, ведь эти люди конкурентоспособны в любой стране мира».

К 2020 году EPAM подготовит 5 тысяч студентов из Центральной Европы к работе в области IT. Чтобы достичь этой цели, компания присоединяется к Business Call to Action — глобальной инициативе ЮНИСЕФ, задача которой заключается в том, чтобы привлечь бизнес к борьбе с бедностью и безработицей.

А началась эта история в Минске в 2003.

Как это стало возможным

Сегодня EPAM сотрудничает с 18 ВУЗами по всей Беларуси.

Для студентов мы читаем лекции в университетах, проводим лабораторные работы в наших офисах, участвуем в организации олимпиад и воркшопов, курируем производственные практики. Те, кто хочет продолжать развиваться, могут подать заявку на наши тренинги.

Наши знания — это опыт 25-тысячной команды, квинтэссенция лучших решений реальных бизнес-задач. Но обо всем по порядку.

Есть два основных направления сотрудничества с ВУЗами: совместные лаборатории и филиалы кафедр.

Что такое филиал кафедры и зачем он нужен

Университеты понимают, что не всегда успевают переписывать учебные программы под новые технологии. Мы заинтересованы в том, чтобы образование не просто успевало, но и опережало запросы рынка. Именно поэтому уже больше 7 лет мы делимся знаниями и развиваем IT-сообщество.

Опытные кодеры, BA, тестировщики на несколько часов в неделю становятся преподавателями и читают студентам лекции. Это не теория из книжек, а примеры из реальных проектов. Практикумы проводят в стенах EPAM.

Эти занятия – полноценная часть университетской программы, они автоматически доступна всем студентам определенной специальности.

Всего компания курирует 13 кафедр в 6 белорусских университетах. В ведущих ВУЗах IT-сферы открыты по три кафедры: в БГУ production специалисты преподают 6 предметов со 2 по 5 курс, в БГУИР – 3 предмета со 2 по 4 год учебы.

Ежегодно преподаватели из EPAM на филиалах кафедр обучают от 700 до 1000 студентов.

Что такое лаборатория и зачем она нужна

Внешняя лаборатория – другой образовательный проект. Компания оборудует в ВУЗе класс, начиная от компьютеров и заканчивая мебелью. Университет пользуется этой лабораторией в учебное время, а мы проводим тренинги по вечерам.

Всего открыты 33 лаборатории в 18 белорусских университетах.

Евгений Пешкур, Senior Resource Development Manager:

«Наши тренинги доступны в ВУЗах по всей Беларуси. К нынешним цифрам мы шли 15 лет. Начинали это направление вместе с Павлом Шагойко и небольшой группой энтузиастов, которые готовы были в свободное от проектной работы время обучать студентов. Надо сказать, что найти таких тогда было непросто. Нелегко и сейчас, ведь люди очень быстро «перегорают».

Тем не менее, в 2003 мы открыли первую лабораторию в БГУИР. К нам приходили студенты, у которых уже были знания в сфере IT, и мы вместе с ними делали по вечерам проекты. Не было лекций, тренингов и теории в принципе.

Через год мы поняли, что одних только практикумов недостаточно, и вторую лабораторию открыли уже по программе, которая работает до сих пор».

Весь курс тренинга состоит из двух частей: это внешние курсы в ВУЗах и внутренние – в лаборатории EPAM. Для того, чтобы попасть на занятия по одному из десятка направлений, нужно пройти собеседование. Обучают не только студентов IT специальностей, подать заявку может каждый. Но требования ко всем одинаковые: определенный набор знаний и высокий уровень английского.

Если этап собеседования пройден успешно, студента приглашают на тренинг, который длится около 3 месяцев. После окончания первой ступени нужно пройти еще одно интервью. На этот раз с лаб-менеджером, который примет решение приглашать ли слушателя во внутреннюю лабораторию, где новички трудятся над реальными проектами. Это самый ответственный этап, фул-тайм учеба, где студентам нужно себя проявить. После тренинга во внутренней лаборатории, 80% студентов получают приглашение на работу в EPAM.

 

* Техническое собеседование проводится не для всех тренингов.
* Рекрутер может задавать вопросы на английском.

 

Святослав Куликов, Resource Development Manager:


«Главное наше преимущество перед любыми другими курсами в том, что в наших лабораториях преподают сотрудники EPAM из продакшена, люди, которые работают над реальными проектами. Вчера они решили какую-то сложную проблему для заказчика, а сегодня уже принесли этот опыт на занятия. Наше RD подразделение выполняет кураторскую функцию, мы организуем процесс, но без людей из продакшна мы не самодостаточны. Нас всего около 35 человек во всем EPAM. Преподавателей же только в Беларуси 553. Из них 515 – наши коллеги, 38 человек мы привлекаем извне».

Это приглашенные преподаватели из университетов, у которых огромный опыт работы со студентами. Они помогают коллегам на начальном этапе заложить в головы студентов фундамент знаний. Создатели курсов уверены, что невозможно обучить программиста, тестировщика, бизнес-аналитика за полгода, но тренинг помогает понять основы, сделать первые шаги в профессии.

Программы меняются вслед за изменениями в технологиях. Например, курс по Java будет одинаковым на протяжении года, а в DevOps каждый новый набор будет слушать уникальные лекции и решать уникальные задачи. Программу составляют на основе требований продакшн, ведь там точно знают, джуниоров с каким набором скиллов можно «продать» заказчику. То, с какой скоростью подавать материал и в каком порядке, решает лаб-менеджер. В итоге, каждый новый тренинг уникален в среднем на 30 процентов. И это еще одно и, пожалуй, главное преимущество лабораторий EPAM перед классическим образованием, где на изменения в программе могут уйти годы.

Набор на тренинги происходит непрерывно, поэтому заявку можно подать прямо сейчас. Все обучение в EPAM по любым направлениям – бесплатно.

И немного статистики

Подобные лаборатории сегодня открыты в 4 странах. Кроме Беларуси, студентов ждут в Казахстане, России и Украине.

Есть свои обучающие курсы в Польше, начались занятия в Индии в стенах офисов EPAM, немного позже их планируют перенести в университеты. Сегодня коллеги из RD также готовятся открыть лаборатории в Китае и Мексике.

Через эти лаборатории в 2017 году прошло больше 4 200 студентов. Без малого 2 300 из них получили предложение о работе в EPAM. Всего за 13 лет существования тренинг-лабораторий у нас обучились 17 тысяч слушателей. 61% из них получили работу в EPAM. А вместе с ней – 25 000 поводов расти и учиться вместе с коллегами по всему миру.