Science IT easy: первый в Беларуси научный хакатон

Они сошлись: лед и пламя, код и исследование, разработчик и ученый! Сошлись, чтобы совместно решить задачи в генетике, медицине, биологии, химии, оптике и других областях науки. В Минске cостоялся первый в стране научный хакатон. Мероприятие прошло в Парке высоких технологий при поддержке EPAM и EPAM Garage.

В течение двух месяцев велась работа по анализу предложенных задач и их доработка. К научным проектам, опубликованным на сайте хакатона, могли присоединиться мобильные разработчики, маркетологи, UX-специалисты, инженеры и дизайнеры для того, чтобы создать концепт или прототип инновационного продукта.

За каждым проектом был закреплен научный руководитель, он же автор идеи, который собирал команду единомышленников. Ученые выступали в роли Product owner – человека, ответственного за конечный результат. Еженедельно для участников проводились лекции и встречи с менторами, представителями IT, бизнеса, науки и ТРИЗ.

Андрей Курьян (Lead Training and Development Specialist, EPAM): «Меня пригласили для того, чтобы я рассказал о подходе, позволяющем найти проблему и решить ее. Этот научный хакатон хорош тем, что он помогает учёным начать с идеи и последовательно, по шагам, увидеть какой продукт может быть на базе этой конкретной идеи, какую пользу он может принести и какому количеству людей».

По прошествии 24 часов командам необходимо было представить на суд менторов готовый продукт, аппаратное устройство с ПО или просто ПО. В перерывах между презентациями для жюри зрители голосовали за понравившиеся проекты.

Симпатии интернет-аудитории достались команде Throw it Now, работавшей над проектом приложения, определяющего вероятность рака у курильщика. Пользователь загружает в сервис свой генетический паспорт, проходит тест и получает список рекомендаций для избавления от курения и отчет по возможным рискам.

Интерес присутствующих вызвал проект Khanami, инициированный сотрудницей Института овощеводства. Мобильное приложение при помощи фотокамеры определяет вкусовые качества корнеплодов и наличие в них посторонних загрязнителей, например, пестицидов, по спектру поглощения и отражения.

Команда под управлением ученых-химиков подготовила проект датчика качества вещества и контроля протекания процессов. С такой задачей человек сталкивается на производстве, в быту, в науке, при анализе химической реакции. Ребята пытаются занять свободную нишу оперативного контроля в жидкой среде. На хакатоне был разработан прототип спектрометра, осуществляющего измерения, а также управляющее приложение. Принцип работы датчика – светодиоды, передача сигнала осуществляется через звуковой выход.

Neuro Tracker презентовала проект бытового энцефалографа – прибора, регистрирующего биоэлектрическую активность головного мозга. Специальная нейрогарнитура фиксирует изменения активности во время использования и передает информацию в приложение. Сервис с базой данных энцефалограмм предусматривает кнопку общения с врачом. Такой проект будет полезен людям, страдающим эпилепсией, диссоциативными и внезапными расстройствами работы головного мозга, расстройствами сна. За время хакатона был сделан прототип трекера и написано ПО для работы приложения.

Команда студентов Docsters предложила менторам и зрителям персонифицированную систему подбора дозировки лекарственных препаратов на основе генетического паспорта.

А ребята из проекта Equidus разработали тренажер для поддержания равновесия. Устройство синхронизируется с приложением на смартфоне и подсказывает пользователю тип тренировки, а также контролирует правильность выполнения упражнений. На хакатоне команда представила работающий прототип и озвучила примерную стоимость устройства – 15$.

Команда Hypereye выступила с проектом гиперспектральной или мультиспектральной съемки на мобильный телефон. Понятие это не новое. В частности, такая технология используется в спутниках зондирования земли. Основная сложность для рядового пользователя – стоимость камер и их размеры. Задача проекта – дать пользователю возможности, которые дает мультиспектральная съемка. За время хакатона участники реализовали 2 направления – изменение артериального давления с помощью спектральной визуализации и оценку качества пищевых продуктов на примере помидоров. Приложение снимает объект, пользователь получает данные об изменении давления или качестве продукта.

Возможность вернуть к жизни динозавров Юрского периода рассмотрела команда Autogen. Их проект – автоматизированная система синтеза искусственных генов. Искусственное ДНК сегодня используется в лечении наследственных заболеваний, разработке лекарственных средств, для создания новых форм жизни. Команда предлагает синтезировать ген в один клик, без вмешательства человека. За время хакатона ребята собрали саму систему оптимизации синтеза гена и написали софт для веб части и мобильного приложения.

Всего на хакатоне было представлено 11 проектов. Места в тройке победителей научного хакатона распределились следующим образом.

3 место заняла команда PsychoPharmaGen с сервисом для врачей-психиатров и их пациентов, предназначенным для корректировки курса медикаментозного лечения по генетическим данным. Программа поможет специалистам повысить эффективность лечения и снизить высокую частоту побочных эффектов, наблюдаемых в психиатрии.

 

Куратор идеи работает над этим волонтерским проектом вместе с коллегами-врачами уже несколько лет. Ирина Гайдукевич признается, что не ожидала найти на хакатоне единомышленников в области разработки. Однако, на одном из митапов в процессе подготовки команда сама нашла Ирину. Сейчас сервис проходит сертификацию в Минздраве.

Ирина Гайдукевич: «Я не ожидала чего-то сверхъестественного, не ожидала, что найдётся команда. Программистов у нас вообще не было. Вместе мы сделали сервис, который работает online и доступен для врачей. До этого у нас был алгоритм, который работал, грубо говоря, на пальцах. Нельзя было прийти к врачу и установить его, сделать так, чтобы он был доступным для остальных. Теперь он удобный и точный, исключает человеческий фактор или ошибку».

2 место хакатона досталось проекту Mimica. Команда разрабатывала приложение для реабилитации пациентов с челюстно-лицевым параличом.

Научный руководитель задачи врач-хирург Республиканского центра лицевой и пластической хирургии Халид Рустамов сравнил потерю мимики с утратой собственного «Я».

Приложение не имеет прямых конкурентов и представляет собой приложение-трекер, обучающий пользователя мимической гимнастике. Сервис контролирует процесс восстановления и предоставляет врачу персонифицированный фотоотчет об успехах пациента. Используя технологию машинного зрения и фронтальную камеру приложение дает подсказки пользователю по правильному выполнению лицевой гимнастики и послеоперационному восстановлению.

После полутораминутной презентации и питчинга идей проект нашел необходимых специалистов.

Халид Рустамов: «Наш проект, наша команда — это иллюстрация того, как, должен проходить хакатон. У нас был буквально двадцатиминутный мозговой штурм, после которого было готово техническое задание. Парни пошли кодить, а я – делать презентацию. Присоединился специалист с опытом работы в Product management. У меня в кармане уже плюс 4 визитки, подходят разные люди. Кто-то с предложением публикаций, кто-то сам в прошлом был врачом, а сейчас программист и ностальгирует. Это очень интересный опыт».

Победители хакатона – команда Lab-in-fiber – презентовала мобильный спектрометр для определения наркотиков в организме человека.

Участники проекта постарались привлечь внимание к проблеме распространения наркотиков на примере спайсов. Их разработка – многоразовая насадка на мобильный телефон, способная заменить домашнюю лабораторию. Пользователю лишь нужно подключить прибор к смартфону и скачать приложение. Проанализировав спектр, приложение определит результат.

Как утверждает участник команды Андрей Андриевский, аналогов данному проекту не существует. Единственный конкурент – одноразовые тест-полоски.

Андриевский Андрей: «Мы делали проект по датчикам с использованием сенсора на основе поверхностных плазмонов для того, чтобы идентифицировать различные вещества, в частности это могут быть метаболиты наркотических веществ. Я 9 лет занимался оптоволокнами и плазмонами, но в эту задачу попал только 2 недели назад. Увидел, что моя экспертиза и опыт могут пригодиться, и решил поучаствовать. 2 недели мы работали над созданием датчика и прототипа, а дорабатывали уже здесь, на хакатоне».

Научный хакатон показал состоятельность сотрудничества разработчиков и ученых. Кто знает, возможно, такой формат даст толчок к развитию научных стартапов в Беларуси.