EPAM University: сделай сотрудника сам

Может ли ИТ-компания улучшить качество образования во всем мире? EPAM, которая уже больше 10 лет сотрудничает с университетами разных стран, на пути к этой, на первый взгляд, фантастической цели.

Поддержка образования не новая концепция в секторе информационных технологий. Многие компании активно занимаются образовательными инициативами. Однако глобальная образовательная программа EPAM уникальна.

EPAM сотрудничает с 35 университетами в 4 странах. Общее число студентов, которые прошли подготовку в рамках программы EPAM — более 9,5 тысяч человек. 5 тысяч из них затем стали частью большой команды EPAM. Это значит, что ежегодно по корпоративной программе обучаются около 2 тысяч молодых людей.

Сотрудничество EPAM с университетами началось в 2003-2004 годах. В то время такие компании, как Lintec Project в Беларуси и Fathom Technology в Венгрии, присоединились к EPAM. Их лидеры, Павел Шагойко и Карл Робб, уже имели опыт работы с тренинговыми программами. Это помогло запустить образовательную инициативу в EPAM — так называемый Resource and Development-процесс в рамках сотрудничества с университетами. Одна из его целей — обучить студентов новейшим технологиям, подготовить молодых специлистов для начала успешной карьеры в EPAM.  

Изначально RD-процесс стартовал в Беларуси, когда число сотрудников в Минске не превышало нескольких сотен и на рынке труда не было большого количества разработчиков. Сначала компания наладила связи с БГУИР. Благодаря контактам с руководителем кафедры информатики Леонидом Минченко, в 2004 году была открыта первая совместная лаборатория EPAM и БГУИР. Большинство выпускников тех лет до сих пор работают в EPAM, но уже в качестве руководителей команд и менеджеров проектов. Среди них — Александр Барановский, Екатерина Юранова, Сергей Юранов, Катерина Якуткина, Владимир Марченко, Ольга Марченко и другие.

Екатерина Юранова, Software Testing Team Leader:

«Я прошла тренинг EPAM по функциональному тестированию, когда училась на 4 курсе Белорусского университета информатики и радиоэлектроники. До тренинга у меня не было практического опыта в этой области, тем более моей специальностью в вузе была разработка программного обеспечения. К концу обучения мне предложили устроиться на работу в EPAM. Думаю, что, если бы не тренинг EPAM, я бы, наверное, не задумывалась о поиске работы до 5 курса. Хорошо, что меня и многих моих однокурсников заметили и пригласили туда».

Владимир Марченко, Performance Optimization Manager:

«В 2006 году, когда я был студентом БГУИР, преподаватели предложили мне и моим одногруппникам курсы для QA-специалистов, которые проводила EPAM. Я успешно прошел собеседование, техническое тестирование, и меня зачислили. Занятия проводили люди, которые сейчас влиятельные менеджеры в нашей компании, и они делали это с огоньком в глазах. И хотя после устройства на работу в EPAM я стал интересоваться анализом производительности и все больше отходить от функционального тестирования, тренинг оказался очень полезен. Как минимум, я интересно провел время и пообщался с замечательными людьми. По-моему, полезен был не столько сам учебный материал, сколько дискуссии с опытными специалистами нашей компании, с которыми я потом же и работал».

По словам Евгения Пешкура, руководителя центра подготовки персонала, сотрудничество заводов с университетами практиковалось еще во времена СССР, то есть идея не нова и необходима так же, как и умение плавать:

«К 2006 году процесс сотрудничества с университетами развился настолько, что стал распознаваем на уровне всей компании. Это позволило EPAM расти быстрее и эффективнее, нежели если бы мы нанимали сотрудников на рынке труда. Нашей главной задачей было не обучить студентов Java или функциональному тестированию, а воспитать программистов. Разработчик не просто тот, кто может писать код — это дисциплинированный сотрудник, который понимает корпоративную этику и следует ей. Кроме того, нам важно, чтобы младший разработчик, которого подготовили, к примеру, в Караганде или Львове, по своим знаниям и навыкам был равен такому же инженеру из Минска.

EPAM сотрудничает с белорусскими университетами в двух форматах — совместные лаборатории и филиалы кафедр. Если в первом случае EPAM приходит в университеты, то во втором — университеты в EPAM. На филиалах кафедр обучаются студенты того или иного факультета. В лабораториях и филиалах кафедр преподают опытные инженеры из EPAM, которые часто являются сотрудниками университета по совместительству.

Чтобы попасть в лабораторию, студентам нужно неплохо постараться — пройти собеседование на английском языке, справиться с техническими заданиями. Поскольку в лабораториях обучаются самые способные и мотивированные студенты, как правило, 90 % из них присоединяются к команде EPAM. Еще одно важное различие между филиалами кафедр и лабораториями — то, что в первом случае преподаются предметы из университетской программы, а во втором — учебная программа может мгновенно меняться, и такие дисциплины, как, к примеру, разработка, связанная с Linux, JavaScript, Android, Objective C, C++ и другими современными технологиями, преподаются с максимальной ориентацией на практику».

Сотрудничество одинаково выгодно как EPAM, так и вузам: для компании это возможность заметить талантливых студентов и помочь им развиваться, а для университетов — неплохой способ привлечь больше способных абитуриентов».

«Это работает с двойной отдачей, — рассказывает менеджер по развитию персонала Святослав Куликов. — Поскольку EPAM хорошо распознаваема особенно в Беларуси, России и Украине, вузы гордятся тем, что сотрудничают с нашей компанией. Мы, осознавая сложную ситуацию, в которой находится образование стран Восточной Европы и понимая всю социальную ответственность, стараемся сделать вклад в развитие высшего образования, улучшить учебные программы университетов. Если мы говорим о таких фундаментальных вещах, как, например, алгоритмы, структуры данных, то они хорошо преподаются в вузах. А как только речь заходит о новых вещах, которые появились буквально пару лет назад, то здесь у вузов есть пробелы, которые мы и помогаем восполнить».

Помимо RD-программы, которая успешно работает в СНГ, EPAM развивает образовательные программы и в других странах. Например, в Венгрии есть программа EPAM Academy, идея которой – найти доступные ресурсы на рынке труда, выявить пробелы в их знаниях и предложить интенсивные тренинговые курсы. В Венгрии становится все сложнее найти готового высококвалифицированного Java-разработчика на рынке. Поэтому программа была создана в первую очередь для того, чтобы адаптировать опытных программистов к работе на Java-проектах в EPAM. Кроме того, два фронтенд-тренинга были запущены в Китае. Эти примеры подтверждают, что образовательная модель EPAM уникальна для каждого региона и RD-процесс нельзя применить во всех без исключения странах из-за некоторых культурных различий.

Успех программы стал возможен благодаря менеджерам, которые прежде работали в университетах и знают всю «подноготную» организации учебного процесса. Можно назвать несколько имен: директор офиса в Бресте Сергей Тузик, директор офиса в Гродно Константин Голунко, бывший директор офиса в Саратове Павел Агуров, который сейчас работает в EPAM в Германии, RD-менеджер Максим Почебут в Харькове — в прошлом преподаватель в БГУИР.

Помимо программы EPAM University для студентов университетов, в компании есть платформа с одноименным названием для доставки обучения в онлайн формате сотрудникам компании. Директор отдела обучения CDP в EPAM Валерия Кособуцкая пояснила, что EPAM University — это разработанная в EPAM e-learning платформа, позволяющая обучаться удаленно. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение, домашние задания и тесты, платформа дает возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов и преподавателей.

Как видим, EPAM поддерживает развитие образования как для студентов, так и для своих сотрудников, ведь образование — одна из ключевых ценностей программы корпоративной социальной ответственности нашей компании.