Встреча Аркадия Добкина и Кирилла Чикеюка

В рамках проекта "Про бизнес" в Минске состоялалсь встреча главы EPAM Аркадия Добкина и сооснователя стартапа Kino-Mo Кирилла Чикеюка. Представляем вашему вниманию самые яркие цитаты собеседников.

Аркадий Добкин:

"Никогда нет чувства, что ты уверенно стоишь на ногах"

О стартапах:

"Одно из определений стартапа — компания, которая построена так, чтобы быстро расти. С этой точки зрения, я думаю, EPAM — предпринимательская компания. Если хотите, стартап, который быстро растет и постоянно меняется. То, что мы делаем сейчас, сильно отличается от того, что делали двадцать, десять и даже пять лет назад.

С другой стороны, безусловно, мы не маленькая компания, у нас много сервисов, поэтому, когда ты находишься внутри EPAM, его можно видеть очень по-разному. Но в принципе, учитывая, что мы продолжаем расти на 25 — 30% в год, при наличии более 10 тысяч сотрудников, мы достаточно предпринимательская компания".

О финансовой уверенности

"Ощущение того, что ты стоишь на ногах — ощущение очень относительное. Сегодня ты стоишь на ногах и думаешь, что 60 тысяч в год — это почти счастье, а завтра ты получаешь 200. Я, конечно, утрирую. То же самое с компанией: сегодня ты стоишь на ногах, потому что у тебя есть заказы на следующие полгода, завтра ты знаешь, что даже если что-то случится, ты сможешь выплатить зарплату сотрудникам еще на год вперед…

Но все равно нет чувства, что ты стоишь на ногах, потому что каждый раз, когда чуть-чуть поднимаешься, вдруг перестаешь смотреть вниз и смотришь вверх. Наверху всегда есть еще кто-то, и ты думаешь, как бы этот кто-то тебя не съел или как туда достучаться. Поэтому вот это состояние неудовлетворенности — состояние стартапа — оно есть до сих пор".

О том, как постоянно расти

"Почему компании замирают на нескольких сотнях работников? Наверное, потому что перестают быть стартапом. Мы на самом деле постоянно менялись, было интересно сделать что-то еще. Что происходило в организации? Мне очень повезло, были люди, которые подхватывали, и делали те вещи, которые нужно было делать. 

Наверное, повезло, что мы вовремя не получили MBA. Так бы мы стали применять "правильные" методы и, может быть, люди разбежались бы быстрее. Может, в какой-то момент было больше человечности. Хотя когда ты контролируешь тысячи людей, сложно говорить о человечности. Мы все время пытались что-то менять — это было нам интересно".

О том, как понять, что проект успешен

"Когда начинался EPAM, никто не думал, что получится EPAM. Начиналось что-то, что было интересно, что приносило удовольствие и потенциально какие-то деньги, чтобы выживать и наверное удовлетворение от того, что клиенты были рады.

Неужели вы думаете, когда Facebook начинался, товарищ Марк предполагал, что получится Facebook? Я думаю, нет. Это постоянное развитие, и предсказать сегодня, что завтра будет огромным бизнесом, очень тяжело. Даже при всем сногсшибательном успехе Uber, я думаю, они не предполагали, что это будет так быстро.

Поэтому надо найти что-то, что интересно, что вас драйвит, чтобы вам это было здорово делать. Когда я начинал, модель была примитивна: в Беларуси зарабатывали во столько-то раз меньше, а университеты были приблизительно одинаковы по всему миру. Да, я понимал, что тут что-то есть. Другое дело, что многие другие не понимали.

Но никто не предполагал, что из этого может получиться огромный бизнес. К тому же потом он должен был постоянно меняться — ведь компаний такого типа было создано одновременно десятки, если не сотни".

О советах молодым

"Тяжело посоветовать что-то молодым. Имеет смысл дерзать, не сдаваться. У меня получилось, что я начал в 31, потому что в 31 год я эмигрировал из Беларуси в Америку. И там надо было выживать, кормить себя и близких. В моем конкретном случае я был уверен, что с моим английским меня на работу никто не возьмет, поэтому надо было придумывать что-то другое. Все возможно, все случайности могут привести к любому результату, и главное — это упорство и желание чего-то добиться".

Кирилл Чикеюк:

"Сегодня стартап — это конкретный список вещей, которые нужно сделать"

Кирилл Чикеюк — сооснователь проекта Kino-Mo, технологии проекций в воздухе с эффектом 3D. В июне этого года проект победил в конкурсе Pitch to Rich, который проводила компания миллиардера Ричарда Брэнсона.

О росте бизнеса

"Сегодня в Kino-Mo семь сотрудников. Сейчас мы вообще не смотрим на выручку, не хотим ее генерировать и, скорее всего, не будем. Пока мы больше сфокусированы именно на росте. Наша модель предусматривает установку наших устройств в как можно большее количество мест с высокой проходимостью людей".

О главном человеческом качестве

"Для проекта важны потенциал и правильно выбранное время. Следующее, что имеет значение, — сами люди, которые работают в стартапе. Можно долго перечислять полезные качества, но мне кажется самое главное — делать работу до конца. Многие люди приходят и говорят — случилось то, случилось то… На самом деле неважно, что случилось посередине, давай просто это опустим, просто нужен результат. Очень мало кто умеет доводить работу до конца".

О том, как контролировать рынок

"Сейчас идет очень быстрое обезличивание товаров, когда клиенту абсолютно все равно, какой именно товар покупать. Например MP3-плеер: они все имеют примерно одинаковые характеристики. В последнее время у hardware-стартапов в связи с развитием сенсорных и телекоммуникационных технологий, ценность находится не совсем в самой железяке. Ценность в тех данных, которые она может принять, либо в обществах, которые может создать. Например, у Fitbit есть огромнейшая база данных о миллионах человек. Эту базу они могут скоррелировать с тем, как часто эти люди обращались к медицинской страховке. А эти данные можно как-то учитывать для стоимости медицинской страховки. 

Значение имеет не только коробочка — сама "железка", — а именно данные. В нашем случае ситуация очень похожая: как только мы станем в тысячу мест, сама технология уже больше не будет иметь никакого значения. Имеет значение сеть. Если у нас есть тысяча мест, мы будем контролировать рынок и бренды будут приходить к нам сами".

Об образовании в Оксфорде и БГУ

"С академической точки зрения я не считаю, что образование в Оксфорде намного лучше, чем в топовом университете любой другой страны мира. Естественно, инфраструктура, огромное количество финансов самого университета — с этой точки зрения, разница огромная… Но сказать, что в Оксфорде сидят одни гении, а в других университетах нет — совершенно неверно. А зачастую бывает ровно наоборот.

Что касается жизни в университете — это, я считаю, важнее. Оксфорд — такое место, где все работает на тебя. Ты живешь в отдельном городе, ничто тебя не отвлекает. Этот университет старается собрать самые лучшие умы в мире. Поэтому каждый день ты встречаешься с кем-то, кто может рассказать тебе что-то очень интересное — о химии, литературе, чем угодно. Это место, где проводится огромное количество мероприятий. Ты смотришь на список и выбираешь: пойти послушать президента Турции или Бейонсе. Все очень насыщенно и ты общаешься с людьми, у которых есть огромная вера в себя. Из-за этого ты выходишь с таким ощущением жизни, а это гораздо важнее, чем академическая составляющая".

О том, по какой инструкции делать стартап

"Hardware-стартапы должны быть так или иначе связаны с Шэньчжэнем. Шэньчжэнь — это столица электроники, своего рода силиконовая долина для hardware. Дальше идет кампания на Kickstarter для проверки рынка, а дальше вы приходите в какой-то фонд — обязательно зарубежный, если вы хотите стать глобальной компанией.

Мне показалось, в Беларуси очень много идей. Если эти стартапы выстрелят — это будут просто миллиардные бизнесы. Но у них всех, наверное, из-за того, что они находятся здесь, у них срабатывают такие флуктуации — пошли в газету, напечатались, тут какие-то юзеры добавились, какие-то уменьшились… Это на самом деле шум.

IT-стартапы, которые хотят стать огромными, должны делаться только через Силиконовую долину. Поэтому нужно думать о том, чтобы привлечь инвестиции именно из фонда, который находится там — чтобы написали соответствующие газеты и чтобы через день вы стали миллиардным стартапом.

Раньше старатап был чем-то из серии "я не знаю, что делать". Сейчас стартап — это как execution — есть список конкретный вещей, которые нужно сделать для фонда, показать за шесть месяцев какой-то рост, который обязательно должен быть экспоненциальным. В проекте B2C соверешенно не имеет значения сколько вам заплатили, имеет значение только количество юзеров и оно обязательно должно расти экспоненциально. А затем уже идти к инвестору".